Боровиковский Владимир Лукич

Боровиковский Владимир Лукич  

(24.07.1757-6.04.1825)

Боровиковский Владимир Лукич  (24.07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой старшины, родился в Миргороде.

Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788 Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).

Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет “Лизыньки и Дашиньки”, 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах “частного” человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной, 1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).

Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных портретах – сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер. 1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород – 1825, Петербург)- художник. Род. в небогатой казацкой семье. По семейной традиции в 1774 поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не бывал. Вместе с отцом и братьями занимался иконописью. В 1787 Екатерина II совершала путешествие в Крым. На пути ее следования воздвигали “путевые” дворцы. Для одного из них земляк Боровиковского поэт В.В. Капнист предложил написать аллегорические картины, прославлявшие императрицу (Петр I вспахивает землю, а Екатерина II засевает ее семенами). Картины понравились и в 1788 Б. был приглашен в Петербург. Через несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795 Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он “удостаивался чести” писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни слава не меняли художника. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело поглощенный искусством. О себе писал: “Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку”. Великолепно владевший живописной техникой и безукоризненным композиционным мастерством, он сумел достичь тончайшей гармонии в изображении внешнего облика и внутреннего мира людей. Таковы его портреты сестер Гагариных, Е.Н. Арсеньевой и один из его шедевров портрет М.И. Лопухиной, к-рому посвятил стихи Я.П. Полонский:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас…

В конце жизни Б. занимался религиозной живописью: написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Боровиковский Владимир Лукич (1757 1825) – один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII – начала XIX века родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.

Первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.

В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Эти произведения, несмотря на то, что свидетельствуют об усвоении определенных навыков иконописи XVIII века, в целом не выходят за рамки полуремесленного искусства. Мастерство пришло к художнику в Петербурге.

Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.

Известный поэт XVIII века В. В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II. Две большие аллегорические картины Боровиковский Выполнил, по-видимому, с достаточным мастерством и его приглашают в Петербург. 20 октября 1787 года он подписал акт о разделе имущества, оставшегося после смерти отца, и навсегда покинул Миргород.

Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в “Почтовом стану” (ныне Почтамтская улица). В доме Н. А. Львова – поэта, музыканта, археолога – встречались видные, художественные деятели России. Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Вышли в свет “Письма русского путешественника” и “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В. В. Капниста зазвучали лирические ноты. Эта линия в искусстве нашла отражение и в творчестве Боровиковского.

По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И. Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. 3″ тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов. В6имание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность.

Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся-художнику, идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой. Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели. Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, “фарфоровость” живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.

Среди ранних работ художника выделяется очаровательный портрет О. К. Филипповой (1790, ГРМ), жены друга Боровиковского – архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.

Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой – все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого – почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного портрета – жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.

То особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.

Таковы работы 1794 года “Лизанька и Дашенька” и “Торжковская крестьянка Христинья” (ок. 1795, ГТГ). Все трое – крепостные Н. А. Львова. В этих портретах, несомненно, проявляются идиллические ноты, которые “звучат” в портрете Е. Н. Арсеньевой (середина 1790-х, ГРМ) и в известном портрете “Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке” (середина 1790-х, ГТГ).

Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде “земной богини”. Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина. Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой – капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И. Лопухиной (1797, ГТГ).

Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина.

Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П.Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е, ГРМ). Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского (1799, ГРМ). Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством.

Особое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и “бриллиантового” князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши “павлином”, и известный портрет “в далматике и порфире” императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.

Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана.

В 1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон.

Боровиковский был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А. Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.

Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без “излишних церемоний”. Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к другу: “Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду писать его биографию”.

Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику. Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

Петрова О.Ф.