“Грачи прилетели”

В 1871 году было создано одно из самых прославленных полотен Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Ученый-искусствовед Федоров-Давыдов, определяя место этого полотна в русской пейзажной живописи, писал, что “картина Саврасова.., как и всякое выдающееся произведение искусства, имеет не только художественное, но и общекультурное значение”.

Небольшое по размеру, скромное по сюжету, это произведение стало центральным на Первой выставке Товарищества передвижников, произведя на зрителей ошеломляющее впечатление. Работа была сразу же приобретена П.М. Третьяковым. Уже в начале 1872 года художнику было заказано первое повторение картины, и с этого момента с подобными предложениями к Саврасову обращались неоднократно.

sta24

Замысел картины “Грачи прилетели” (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле.. Здесь во многом сказалась внутренняя созвучность его личного обостренного чувства с переменами, происходившими вокруг него в природе вместе с первыми признаками ее пробуждения. Поскольку эти впечатления были, вероятно, единственным светлым лучом среди тяжелых испытаний, выпавших тогда на долю его семьи, они естественно будили творческую мысль и требовали своего закрепления. Так могло возникнуть желание отправиться в глушь Костромской губернии и там, на окраине села Молвитина, непосредственно встретиться с чудом пробуждавшейся от зимнего сна природы, запечатленным позднее в картине “Грачи прилетели”. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. И тем не менее в появившейся на первой передвижной выставке картине многие современники увидели что-то новое, заставляющее совсем по-иному воспринимать привычное явление. Оно вошло в картину вместе с поэтическим одухотворением натурного материала, утверждающим эстетическую и духовную ценность светлого начала природы с ее вечной темой обновления жизни.

Значительно расширив включенное в композицию пространство и гармонично объединив в колорите теплые коричневые и холодные голубоватые и сероватые тона, Саврасов внес в свое новое полотно элемент обобщения, позволяющий видеть в этом куске натуры образ страны с ее сдержанной и спокойной цветовой гаммой, передающей самый характер русской весны, с типичными для русского пейзажа березами, ширью полей и стоящими близ погостов старинными храмами.

Тончайшей светотеневой моделировкой и приемами как бы движущегося неяркого света переданы все уловленные художником признаки перемен, вызванных весенним пробуждением. Потемневший снег на переднем плане кажется рыхлым и осевшим, а освещенный – вблизи забора – окрасился мягкой розоватой золотистостью. В подтаявших лужах воды проглядывает земля и отражается небо; тени, упавшие на снег от деревьев, выглядят легкими и полупрозрачными. Устремились ввысь встрепенувшиеся березы с таящим в воздухе рисунком верхних ветвей, справа за лужей, в пространстве деревьев виден куст зацветшей вербы. Как бы ожившим воспринимается в картине и небо с чистой голубизной над колокольней и непрерывно меняющими свою форму, плотность и оттенки облаками, чуть розовато-золотистыми вверху.

Это изображено Саврасовым сложной живописью, использованием цветного грунта, различных по цвету и фактуре красочных слоев, применением лессировок и рефлексов и даже направлением и характером положенных мазков. Но вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства ее воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать.

Естественность развернутого в даль пространства и продуманная заполненность его типично жизненным содержанием с характерным бытованием в сельском пейзаже старинного храма позволяют легко представить те же перемены и в дальних полях с черными проталинами земли и включить в зрительные впечатления повсюду слышимый гомон грачей. Сложность чувств, вызываемых этой картиной, оконченной уже вдали от натуры, заставляет еще больше восхищаться проникновенностью таланта художника, создавшего столь многомерный и поэтический образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне. В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало.

Недооцененная в полную меру при своем появлении, картина “Грачи прилетели” представляет собой произведение с ясно выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы, ставшее только в девяностых годах знаменем в искусстве саврасовских учеников.

Уже одно это становится лучшим доказательством, насколько саврасовская картина опережала время и поднималась над уровнем пейзажей, представленных на первой передвижной выставке.

Из монографии Ф.С. Мальцевой