Куинджи Архип Иванович

Куинджи Архип Иванович

  Куинджи (Архип Иванов.) – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академиихудожеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
Первые его картины: “Татарская деревня при лунном освещении”, “Виды Валаама и Ладожского озера”, “Исаакиевский собор при лунном освещении” еще неясно указывали на его направление.

kuind_22
Затем явились “Оставленная деревня”, “Лунная ночь на Украине” (Третьяковская галерея в Москве), которые дали ему большую известность в публике.
За этим следовали: “Поле и река перед грозой”, “Ночь на Днепре” (у великогокнязя Константина Константиновича), “Березы на поляне”, “Березовая роща”, “Утро на Днепре” (Третьяковская галерея), “Закат солнца в лесу” и некоторые др.
Вообще он написал немного картин и вот уже десять лет как не выставляет новых. По целостности впечатления, производимого картинами Куинджи, он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но Куинджи более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия послеудовлетворения первого впечатления.
Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Особенное возбуждение произвела его “Ночь на Днепре”, где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией.
В письмах Крамского (изд. Стасова) можно читать, какое сильное впечатление произвела эта картина на художников. Свидетельствуя о чрезвычайном искусстве Куинджи, Крамской, однако, сомневается, чтобы картина могла внеизменном виде дойти до потомства. Действительно, изменяемость красок была причиной, что в несколько лет картины Куинджи потеряли, к сожалению, многое из своего богатства полутонов.
По введении в действие нового временного штата академии художеств, Куинджи сделан членом ее совета и профессором-руководителем ее пейзажной мастерской.

 Необычным был весь его жизненный путь. Родился Архип Иванович в Мариуполе в бедной семье. Шести лет остался сиротой и рано познал жестокую нужду. Ребенком пришлось быть подпаском, мальчиком на побегушках, подростком работать на постройках и ретушером у фотографа. Несколькими классами городской начальной школы ограничилось образование Архипа Ивановича. Но дар от бога, страстная любовь к искусству помогли стать знаменитым художником.

Автор картины “Лунная ночь на Днепре”, вызвавшей в 1880 году шумную сенсацию, когда-то сам безуспешно пытался попасть в Академию. На экзаменах его неоднократно проваливали. Теперь же Куинджи стал общепризнанным мастером.

Жертвенной любви к искусству Куинджи требовал и от своих учеников. Именно с этого начинался для него настоящий творец.

Архип Иванович не придерживался какой-либо одной догматически строгой системы преподавания. Не случайно каждый его ученик отличался ярко выраженной творческой индивидуальностью. От своих воспитанников он требовал “внутреннего”, то есть самостоятельной мысли, которая подсказывала бы оригинальное решение произведения.

Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Куинджи советовал писать этюды так, чтобы природа запечатлевалась в памяти, и настаивал на том, чтобы сама картина создавалась не с этюдов, а “от себя”. Отношение творца к изображаемому – основное в картине. Заполнять же полотно безразличными для художника мотивами строго возбранялось, ибо безразличие автора отразится на картине, и она не тронет зрителя, не увлечет.

В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Суровый на вид, неразговорчивый, чуждый компромиссов Архип Иванович был очень участлив к нуждам студентов. В его отеческом отношении к ученикам требовательность сочеталась с искренней любовью, за что они отвечали доверием и признательностью. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. Архип Иванович располагался на кушетке, учеников же приходило так много, что зачастую некоторые устраивались прямо на полу. Воспоминания о Крамском и других художниках сменялись горячими спорами о злободневных проблемах искусства, чтением новых книг и статей, а иногда и музицированием.

Сама личность Куинджи привлекала молодежь и служила ей ярким примером бескорыстного служения искусству. Достигнув признания, он сторонился славы. Известность принесла ему материальное благополучие, но он не изменил скромного образа жизни. Архип Иванович всегда с готовностью поддерживал неимущих учеников, жертвовал большие средства на нужды искусства и на эти же нужды завещал все свое состояние.

Самым главным, самым привлекательным для молодежи был духовный мир Куинджи. Выношенную в своей душе и проверенную собственной жизнью правду он пронес незапятнанной через все невзгоды. В творческой оригинальности Куинджи не было ничего деланного, наигранного. Она органически исходила из незаурядности его натуры. И эта цельность подкупала всех.

Репин писал об Архипе Ивановиче: “Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи”.

Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. Как бы по-разному их ни воспринимали, но уже то всеобщее внимание, та полемика, которые сопутствовали картинам художника, говорят сами за себя. Необыкновенно эффектная передача солнечного и лунного света, активные цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. Куинджи живо интересовался трудами профессоров Петербургского университета физика Ф. Ф. Петрушевского и химика Д. И. Менделеева. Петрушевский исследовал технологию живописи, красочные пигменты, светоносность палитры, соотношение основных и дополнительных цветов. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Острый интерес вызвала его книга “Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи”, вышедшая в 1883 году.

Он и сам в своей собственной мастерской постоянно экспериментировал с красками, работал упорно и подолгу, что позволяло создавать чарующие полотна.

Колористические открытия Куинджи увлекали и его учеников К. Богаевского, А. Борисова, А. Рылова, В. Пурвита, К. Вроблевского, Н. Рериха. Однако они не стали прямыми его продолжателями. Каждый со временем вырос в самобытного мастера.Из книги Беликов П. Ф., Князева В. П.