Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович  

С юных лет Николай Константинович увлекался музыкой, театром, изучал историю. Не случайным было и его поступление в Петербургскую Академию художеств.Искусство ярким сияющим лучом, несущим радость и действие, озарило всю жизнь Рериха и заняло в ней, по праву, центральное место.Будучи учеником А. И. Куинджи Рерих увлекался богатым историческим прошлым Руси и летом 1896 года он совершил поездку по Волге, в Крым и Киев. Участвовал в археологических раскопках, которые наводили его на мысли о глубоких корнях поступков и мыслей русских людей, об их этических и эстетических представлениях, служивших движущей силой во многих исторических событиях.Такие мысли и помогли запечатлеть на полотне и в литературных произведениях исторические факты из жизни русского народа. На эту тему была написана серия картин “Начало Руси. Славяне”.Для усовершенствования техники рисунка Николай Константинович собирается поехать за границу. За границей и по возвращению домой он работал над картинами: “Красные паруса”(1900), “Идолы”(1901), “Заморские гости”(1901), “Зловещие”(1901).

Примерно с середины 1900-х годов Рерих стал работать для театра. Впервые зрители увидели декорации Рериха в мистерии “Три волхва” в “Старинном театре”.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в Парижском театре “Шатле” открылся первый русский сезон. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из “Князя Игоря” Бородина и “Псковитянка” Римского- Корсакова.

С 1906 по 1914 год Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся с творчеством Рериха. Его картины приобретают Римский национальный музей, Лувр и другие национальные музеи. В 1909 году Николая Константиновича избирают академиком Российской академии художеств и членом Реймсской академии во Франции.

Примерно в 1906 году наступил второй, зрелый период в творчестве Рериха. В 1909 году на выставке петербургского “Салона” большой успех имело полотно Рериха “Бой”, изображавшее бесстрашных скандинавских викингов, вступивших в тяжелый бой.

В 1906 году, когда писалась картина “Бой” была задумана на эту же тему мозаичная композиция. Сама мозаика, выполненная В.Фроловым, находится сейчас в мозаичной мастерской Академии художеств.

К мозаике у Рериха выработался свой, глубоко продуманный подход: “Каждый живописец утверждал он, – должен хотя бы немного приобщиться к мозаичному делу. Оно даст ему не поверхностную декоративность, но заставит подумать о сосредоточенном подборе целого хора тонов. Лучшие литературные произведения носят на себе признаки мозаики, и сила их в монументальном запечатлении и сведении воедино всех деталей. Обобщить и в то же время сохранить все огненные краски камня будет задачей мозаичиста.”.

Поиски гармонии бытия (“Красоты” с большой буквы) лежат в основе не только философских взглядов Рериха, но и в основе его искусства. Эти поиски определили специфику его работ в области религиозной живописи.

Николай Константинович своеобразно раскрывал религиозные темы. В этом отношении особого внимания заслуживает оформление церкви св. Духа в Талашкине (1914). Не сохранился до нашего времени внутренний декор храма – композиция “Царица Небесная”. Она особенно интересна своеобразным толкованием религиозного сюжета. “Царица Небесная” изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает “река жизни”. К ногам царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Ангелы славят Владычицу. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту.

Впоследствии Рерих выразил эту идею более конкретно в полотне “Матерь Мира” (1924). По композиции картина близка “Царице Небесной”, но задумана она в совершенно ином, обобщенно-космическом плане.

Николай Константинович глубоко переживал о судьбе русского народа. В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне “Ангел последний” (1912).

Тогда же и в начале 1914 года спешно пишутся “Зарево” с бельгийским львом, “Крик змия”, “Короны ” – улетевшие, “Дела человеческие”, “Град обреченный” и все те картины, смысл которых мы после поняли”.

В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких и по рекомендации врачей покинул Санкт-Петербург и переехал в Сердоболь (Карелия).

В мае 1918 года государственная граница между Финляндией и Россией была наглухо закрыта, и возможности передвижения между Сердоболем и Петербургом не было.

В 1918 году Николай Константинович пишет картину “Карелия. Вечное ожидание”. В ней, несомненно, звучат автобиографические нотки. На пустынном берегу, среди камней, четыре фигуры – одна женская и три мужские. Их взоры устремлены к горизонту. Они напряженно ждут вестей с другого берега.

Начиная с 1917 года, в дневниках и литературных произведениях Рериха все чаще упоминаются Восток и Индия, приводятся цитаты из трудов восточных философов. Неизменно в планы на будущее входит поездка на Восток.

Позже Рерих выезжает в Стокгольм, для проведения там выставки. А в конце марта 1920 года он переезжает в Лондон, где участвует, совместно с Дягилевым, в постановке оперы “Князь Игорь”.

Для осуществления своих планов Николай Константинович принял предложение директора Чикагского института искусств Р.Харше провести в США выставочное турне. Николай Константинович надеялся в Америке найти союзников для получения права на поездку в Индию.

Персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке, в Киногалерее. Все представленные работы были необычны для американцев по своей тематике, но очень убедительны по своим общечеловеческим идеалам и мастерству исполнения.

После Нью-Йорка жители еще 28 городов увидели картины Рериха. В течении трех лет выставка пополнялась новыми работами, созданными уже в Америке. Среди них серия картин “Новая Мексика” и “Сюита океана”. Одновременно Рерих, совершенно неожиданно для западного зрителя, создает серию картин “Санкта” (буквально – “Святые”).

В 1921 году, в Нью-Йорке Рерих организовывает Институт объединенных искусств, руководствуясь идеей сближения разных народов. Определяя задачи института, он писал: “Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень один. Каждый чувствует Истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищет что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте иcкусство народу, куда оно принадлежит”.

В Институте объединенных искусств были созданы секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театральная, литературная и лекторий с научным и философским отделениями. Интересная и разнообразная программа занятий, талантливые педагоги, доступность обучения для малоимущих – вскоре все это принесло институту большую популярность.

Почти одновременно с Институтом объединенных искусств в Чикаго было учреждено объединение художников “Cor Ardens” (“Пылающее сердце”), а в 1922 году возник международный культурный центр “Corona Mundi” (“Венец мира”), призванный осуществлять сотрудничество деятелей искусства и науки разных стран.

17 ноября 1923 года, после отъезда художника из США, его друзьями и сторонниками был открыт в Нью-Йорке музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений.

2 декабря 1923 года началась Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов. Через месяц после прибытия в Индию Рерих писал: “Уже складываются у меня серии картин: 1. “Жемчуг исканий”, 2. “Сожжение тьмы”, 3. “Светочи прихода”. В 1924-1925 годах начинается работа над циклами картин – “Сиккимский путь”, “Его страна”, “Зарождение тайн”, “Гималаи”, “Майтрейя”, “Учитель востока”.

Не случайно картиной “Жемчуг исканий” (1924) открывается новая страница его творчества. Встреча с Индией состоялась, и Николай Константинович как бы торопиться сказать, что услышанный им зов не был зовом отрешения от мира к созерцательному самоуспокоению.

Властность ярких цветовых гамм, поэтическая мягкость полутонов, неожиданность контрастов, светоносность палитры придают произведениям Николая Константиновича неповторимую выразительность. И уже ранние горные пейзажи Сиккима принесли ему успех в самой Индии.

Находясь в Кашмире Рерих пишет в своем дневнике: “Серия “Знамена Востока” сложилась.
1. “Будда победитель” перед источником жизни.
2. ” Моисей Водитель” – на вершине, окруженный сиянием неба.
3. “Сергий Строитель” ( Сергий Радонежский (1314-1392) – один из самых любимых русских святителей, строитель русской духовной культуры.) – самосильно работает.
4. “Дозор Гималаев”, в ледниках.
5.”Конфуций справедливый” – путник в изгнании.
6. “Йенно Гуйо Дья” – друг путников (Япония).
7. “Миларепа Услышавший”(Миларепа (1040-1123) – буддийский поэт- отшельник, тибетский Орфей) – на восходе познавший гооса дэв.
8. “Дордже дерзнувший” стать лицом к лицу с самим Махакалой.
9. “Сараха – Благая Стрела”, не медлящий в благих посылках (Сараха – великий брамин, развивший учение махаяны и тайной тантры; предшественник Нагарджуны).
10. “Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)”,предание.
11. “Нагарджуна – победитель Змия” видит знамение на озере владыки Нагов (Нагарджуна – известный древнеинд ийский философ и отшельник, основоположник буддийской школы мадхьямиков Махаяны).
12. “Ойрот – вестник Белого Бурхана” (Белый Бурхан – имя Грядущего Будды у алтайцев, Ойрот- легендарный друг Белого Бурхана), поверье Алтая. И те, что уже в Музее:
13. “Матерь Мира”.
14. “Знаки Христа”.
15. “Лао- Цзы” (Лао-Цзы – буквально “Древний Учитель”. Великий мудрец, основатель даосизма).
16. “Дзон-капа”(1357 – 1419) – основатель “желтой секты”, одной из двух крупнейших в Тибете)
17. “Падма Самбхава” (Падма Самбхава – основатель “красной секты” (VIII в.н.э.), одной из двух крупнейших в Тибете)
18. “Чаша”. 19. “Змий древний”.

Восток, конечно, в какой-то мере сказался и на изобразительном языке Рериха. Индийская живопись связана в театром, де жесты, позы, цвет в своих веками узаконенных сочетаниях приобретают смысловое значение. И это именно то новое, что привнес Восток в творчество Рериха и что еще недостаточно изучено. Но при всех влияниях и заимствованиях Рерих всегда мудро совершенствовал свое понимание эмоциональности света и цвета. Свою собственную манеру письма и стиль.

Перед самым отходом из Кашмира Рерих получил интересное сообщение о пребывании Иисуса Христа на Востоке, он пишет об этом в своем дневнике: “Решительные сообщения приходят в последний час. Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены.

Есть особый смысл в том, чтобы рукопись сохранно лежала в Хеми, или Хемис. Есть особое значение в том, что ламы так тщательно скрывают ее. Этой рукописи уместно лежать около Лэ, где была проповедь Иссы об общине мира, еще до проповеди в Палестине. Важно лишь знать содержание этого документа. Ведь расказанная в нем проповедь об общине, о значении женщины, все указания на буддизм так поразительно современны. Понятно почему рукопись сохранилась именно в Хеми. Это один из старейших монастырей Ладака, счастливо не разрушенный во время нашествия монголов и при гонениях на буддизм невежественными ордами Зоравара (Зоравар – предводитель вооруженных орд племени догра, вторгавшихся в Западный Тибет из Кашмира). Укромное положение монастыря, быть может, помогло его сохранности. Путь Великого общинника проходил из Индии около этого места. Ламы знают значение этого документа… Оцените, насколько содержание манускрипта близко современному сознанию. И подивитесь, как широко знает весь Восток об этом документе. В конце концов важен не самый манускрипт, но важнее жизненность этой идеи в умах Азии”.

Во время вынужденной стоянки в Хотане Николай Константинович создал серию картин “Майтрейя” (1925-1926). Она состоит из семи произведений: “Шамбала идет”, “Конь счастья”, ” Твердыня стен”,

“Знамя грядущего”,  “Мощь пещер”, “Шепоты пустыни” и “Майтрейя-победитель”.  Майтрейя, Будда Грядущего, Калки Аватар из Пуран (Пураны содержали космогонические и космологические мифы о богах, героях, а также исторические легенды), Ригден Джапо Монголии, Мунтазар мусульманского мира Азии, Белый Бурхан Алтая – все они связаны с древнейшей и одной из наиболее распространенных в Центральной Азии легендой о владыке Шамбалы, с приходом которого будут восстановлены на земле мир и справедливость.

(Шамбала – это во многом собирательный образ, который является синонимом Вишну, олицетворяет Майтрейю Будду буддистов, и также соотносится с Сосиошем персов и Иисусом Христом – христиан. Древние источники указывают на появление указанных “вестников” в конце Кали-Юги, т.е. перед разрушением мира в момент перехода к миру грядущему, т.е. Сатии Юге. Именно из Шамбалы был послан грядущий Мессия. Современное понимание Шамбалы адекватно так называемому фокусу (полюсу) Земли, который является связующим звеном с окружающим планету разумным Космосом.)

Николай Константинович особо выделял в сказаниях о Шамбале и Майтрейе мечту народов Азии о счастливом будущем. Он видел в них также некую реальную силу идеологического воздействия на современность.

Наряду со сказаниями о Шамбале Николай Константинович давно интересовался происхождением Гэсэриады – грандиозной поэмы, названной западными учеными Илиадой Центральной Азии. Эта поэма во множестве вариантов получила распространение на громадном пространстве. Теперь экспедиция Рериха пересекала места, где в начале XI века народный герой Гэсэр-хан, по преданию сын рабыни, возглавил борьбу угнетенного населения против местных феодалов и иноземных захватчиков. Экспедиция установила, что полный тибетский вариант Гэсэриады состоит из 16 томов, причем объем отдельных глав достигает нескольких сот страниц.

Обширные научные материалы, собранные Рерихами в ходе экспедиции требовали систематизации и обработки. Археологические, геологические, ботанические и прочие находки насчитывались тысячами. Сотни эскизов и зарисовок, сделанных в пути, тянули художника к мольберту. И у Николая Константиновича возникла мысль о создании специального научно- исследовательского центра.

При поддержке ученых Индии, Америки и Европы, 29 июля 1928 года, в Сиккиме, Рерих заложил основы для создания Гималайского института научных исследований “Урусвати” ( в переводе “Свет утреней звезды” ).

Но вскоре Николай Константинович задумал уехать из Сиккима, он хотел посетить долину Кулу, так как маршрут экспедиции прошел мимо нее.

Кулу – колыбель памятников культуры более чем двух тысячелетней давности. В бесчисленных ущельях ютятся старинные храмы, некоторые из них уже давно покинуты и заросли густым лесом. Здесь можно найти замечательные бронзовые изделия IV-V столетий и изумительные гималайские миниатюры и изумительные гималайские миниатюры XIV-XV веков. Долина отличается благоприятным для европейцев климатом, чего нельзя сказать о Сиккиме. В археологическом, историческом, филологическом, а также в ботаническом и геологическом отношениях весь северный Пенджаб с западной частью Гималайского хребта был неистощимым кладезем материалов для института “Урусвати”, и Николай Константинович решил переехать именно сюда.

Широта философского мышления семьи Рерихов определяла характер всей их деятельности. Определяла и своеобразие живописи Николая Константиновича. Большой раздел в искусстве Рериха зарубежного периода составляет “россика”. Живых впечатлений родной земли, исхоженной вдоль и поперек, хватило художнику не на одно десятилетие. В двадцатые годы были написаны такие картины, как “Двор в старом Новгороде”, “Новгородская церковь”, “Русская изба”, “Ярилина долина”, “Св. Глеб”, “Двор Садко”, “Священная роща” и, наконец, замечательная серия “Санкта”.

Еще в 1940 году в предчувствии ратного подвига Родины художник написал картины “Богатыри проснулись” и “Александр Невский”.

В военные годы Рерих часто обращается к национальным героическим темам и образам. Им создаются картины “Ярослав”, “Мстислав Удалой”, “Единоборство Мстислава с Редедей”, “Партизаны”.

К исходу войны Рерих вновь занялся оформлением спектаклей. Блестящие победы Красной Армии побудили за рубежом громадный интерес ко всему русскому, и у проживающего в США балетмейстера Л. Мясина возникла мысль возобновить некоторые русские постановки. Он обратился к Николаю Константиновичу с просьбой принять участие в их оформлении. Художник исполнил пять эскизов и декораций к “Весне Священной” и шесть к “Князю Игорю”. Уже после смерти Рериха они использовались в конце пятидесятых годов для постановок русских балетов в стокгольмской “Королевской опере”, в парижском театре “Гранд-Опера” и миланском “Ла Скала”.

Большое художественное наследие Рериха явилось ценнейшим вкладом в историю русского искусства. Далекое прошлое славянской Руси и народов Востока, их легенды и мифы в талантливом переложении художника ожили для нас в незабываемых картинах.