Рублев Андрей

Рублев Андрей

(около 1370 – около 1430)

Биография Рублева известна только в самых общих чертах: родился, вероятнее всего, около 1370 года, умер между 1427 и 1430 годом. Инок подмосковного Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой лаврой, он если и не был свидетелем знаменитой Куликовской битвы, то, несомненно, был знаком с теми, кто принимал в ней непосредственное участие, и жадно впитывал идеи своего времени, наполненные радостью первой крупной победы над татарами.

Сотрудничая с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора в Москве (1405), Андрей Рублев не мог не испытать влияния этого замечательного мастера. Весьма показательно, что имя Рублева в летописи той поры упоминается на третьем месте после имен Феофана и Прохора, старца с Городца. Из этого можно заключить, что тогда Андрей Рублев был не только самым молодым из них, но и наименее известным мастером.

Три года спустя, в 1408 году, Рублев, Даниил Черный и их помощники участвуют в росписи Успенского собора во  Владимире. Из всей этой росписи до нас дошли в основном фрески, расположенные на сводах, столбах и арках под хорами в западной части храма.
Кисти Андрея Рублева, Даниила Черного и их артели исследователи приписывают иконостас их Успенского собора во Владимире, обнаруженный в церкви села Васильевского. Размеры икон поражают своей монументальностью.

К произведениям кисти самого Рублева, выполненным, очевидно, вскоре после фресок Успенского собора во Владимире и скорее всего до создания Рублевым иконы “Троица”, обычно относят три сохранившиеся иконы из звенигородского Успенского собора. В лучшей сохранности находятся две из них: с изображением апостола Павла и архангела Михаила, который представляет собой один из самых поэтических образов русского искусства 15 века.

Главная и основная трудность, возникающая при изучении творчества Рублева, заключается в том, что ни от него  самого, ни от работавших вместе с ним Прохора с Городца и “иконника Данилы” не дошло ни одного подписанного произведения. Единственная более или менее твердая отправная точка при воссоздании творческого облика Рублева – икона “Троица”. Не следует, однако, забывать, что эта икона переписывалась не менее трех раз.
При таком положении вещей крайне трудно провести четкую линию между произведениями Рублева и работавшими вместе с ним Прохором и Даниилом. Это тем более сложно, так как в средние века господствовал артельный способ работы: Мастер возглавлял большую мастерскую, которая выполняла заказ коллективно. Нередки были и случаи, когда над одной иконой трудилось несколько мастеров. На Руси артельный способ работы держался особенно долго.

Икона “Троица” – самое совершенное произведение Рублева, написана не позднее 1423 года (вероятно, в 1411 году, в память Сергия Радонежского).

 

В русском искусстве 15 века иконопись преобладал над остальными видами живописи. Этот  период по праву называется золотым веком русской иконописи. Своеобразные черты московской школы живописи времени Рублева станут основой ее дальнейшего развития во второй половине 15 века, в частности основой творчества художника Дионисия.