Сислей Альфред

Сислей Альфред

(1839 — 1899 )

В блестящей плеяде мастеров импрессионистического пейзажа Сислей занимает особое место. Его полотна, возможно, самые изысканные по цвету, самые поэтичные, в то же время скромны по мотиву. Художник не стремится поразить наше воображение, его голос не громок, но он всегда хочет сказать зрителю что-то важное, к чему стоит прислушаться, точнее присмотреться.

По темной земле скользят пятна солнечного света, сквозь прозрачную листву видны плывущие по небу легкие белые облака, в реке мерцают отражения домиков на другом берегу — розовых, голубых, палевых, прихотливо вьются протоптанные к воде тропинки (“Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене”, 1872, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Перед нами доброжелательный, исполненный покоя и тонкой красоты мир. Палитра художника многоцветна, но все цвета гармонично сочетаются друг с другом, каждый цвет разработан до тончайших оттенков. Пейзаж наполнен воздухом и светом — передний план в глубокой тени, от этого еще ярче сияет противоположный солнечный берег.

Полотна Сислея хочется подолгу, не торопясь рассматривать, войти в его поэтический мир; они вносят в душу умиротворение, равновесие чувств. Они словно говорят зрителю: какие бы несообразности ни творились на земле, есть нечто более великое и вечное — чудо природы, чудо самой жизни.

Сислей — импрессионист, но система раздельных мазков, метод, индивидуальная творческая манера художника не подавляет природы. Взгляд, прежде всего, поддается очарованию выбранного им уголка как частицы огромного мира: “Вдохнуть жизнь в произведение искусства… — цель каждого художника, достойного этого имени… Но эту жизнь может вдохнуть в картину только взволнованность ее творца, и именно она волнует зрителя”, — говорил Сислей.

По происхождению Альфред Сислей англичанин, однако большую часть жизни он провел во Франции. Поступив в мастерскую академика Глейра, он знакомится здесь с Моне, Базилем, Ренуаром, будущими импрессионистами, участвует в их выставках.

Ранние произведения Сислея несколько темноваты по цвету, однако после работы на пленэре вместе с Моне, Ренуаром его палитра заметно светлеет. Он приобщается к системе импрессионистов, но использует их приемы более сдержанно. Мир Сислея человечен и, казалось бы, прост — среди архитектурных чудес шумной столицы художник выбирает небольшую пристань: у причала покачиваются небольшие суда, в канале переливается и мерцает вода, гнутся под порывами ветра деревья, копошатся грузчики, бредут прохожие (“Баржи на канале Сен-Мартен в Париже”, 1870, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта).

 

В молодости Сислей был материально обеспечен, но после разорения отца, он со своей семьей жил лишь на то, что давала продажа картин. Художник перебирается из Парижа в Лувесьенн, живет в Аржантее, Море-сюр-Луэне (“Мороз в Лувесьенне”, 1873, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; “Лувесьенн, дорога на Севр”, 1873, Париж, Музей Орсэ; “Лувесьенн осенью”, 1873, Токио, частное собрание; “Лувесьенн зимой”, 1874, Вашингтон, частное собрание). Он создает серии картин, передавая уют небольшого городка, его тихие улочки. Простые по мотиву полотна разнообразны по цветовому решению, в них проявляется декоративный талант Сислея, его мастерство композиции, лиризм, искренность. Каждый пейзаж отмечен особым настроением: то созерцательно-задумчивым, то тревожным.

 

В 1876 году мастер пишет один из своих шедевров — “Наводнение в Пор-Марли” (Париж, Музей Орсэ). Здесь царствуют две стихии — вода и небо. Простор неба отражается в сверкающей серебристыми бликами реке. “Небо… сообщает всему движение… Может ли быть что-либо более волнующее, чем небо, которое мы видим летом… с разгуливающими по нему белыми облаками. Сколько движения, сколько жизни! Оно, как морская волна, …влечет нас. Но есть и другое… — вечернее небо… облака постепенно исчезают, гаснут. Это небо более меланхоличное, более нежное. И я особенно люблю его” (“Закат солнца. Море-сюр-Луэн”, 1889, Париж, бывшее собрание Дюран-Рюэля).

 

В отличие от большинства импрессионистов, его товарищей, добившихся со временем признания и материальной обеспеченности, Сислей до конца дней не сумел достичь всего этого. Его тонкую, изысканную живопись при жизни оценили лишь подлинные знатоки.

 

Слава пришла к нему только после смерти. Художник не писал прославленных архитектурных ансамблей, знаменитых соборов — скромные по мотиву, написанные с безупречным вкусом, чувством меры, духовностью и неуловимым аристократизмом пейзажи Альфреда Сислея вошли в сокровищницу вечных художественных ценностей — он один из наиболее сильных и тонких колористов в искусстве XIX столетия.