Сомов Константин Андреевич
(1869г. -1939г.)
1869, Петербург – 1939, Париж. Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами. В 1889 г. Сомов поступил в АХ, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина. Здесь он создал две свои картины: “Дама у пруда” и “Людмила в саду Черномора”.
В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность – то, что впоследствии определяло манеру художника. В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие “мирискусники”. Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), “малых голландцев” и русской живописи первой половины XIX в. Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).
Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо “мирискусников”, воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники “Мира искусства”, среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы – шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки – должны были составлять единое целое. Наряду с другими “мирискусниками” Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов “Мир искусства” и “Парижанка”, периодического издания “Художественные сокровища России” и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил “Книгу маркизы” Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные “китайские мотивы”. Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет “Графа Нулина” А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. “Мирискуснические” черты – ретроспективизм и интерес к мистификациям – прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя “Портрет” и “Невский проспект”.
Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта “Жар-птица, свирель славянина”, фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова “Corardens”, титульный лист книги А. А. Блока “Театр” (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы – “Сумерки в старом парке”, “Конфиденции” (обе 1897), “Поэты” (1898), “Купальщицы” (1899) и др. – отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как “Вечер” (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины “Волшебство” (1920) с ее томной и жеманной героиней. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины “Эхо прошедшего времени” (1903), “Арлекин и смерть” (1907), “Осмеянный поцелуй” (1908), “Зима. Каток” (1915).
Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках “Мира искусства”, СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском “Сецессионе” и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую – сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.
В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

Портрет Н.Ф.Обер. 1896Get Prints
Портрет А.П.Остроумовой. 1901Get Prints
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900Get Prints
Летние сумерки. Пруд. 1897Get Prints
Конфиденции. 1897Get Prints
Купальщицы. 1899Get Prints
Вечер. 1900-1902.Get Prints
Осмеянный поцелуй. 1908Get Prints
Зима. Каток. 1915Get Prints
Автопортрет в зеркале. 1934Get Prints
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898Get Prints
Дорога в Секерино. 1893Get Prints
Заросший пруд. 1899Get Prints
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913Get Prints
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902Get Prints
Зима. 1905Get Prints
Интерьер на даче Павловых. 1899Get Prints
Купание. 1904Get Prints
Куртизанки. 1903Get Prints
Летнее утро. 1920Get Prints
Летний пейзаж. 1900Get Prints
Лето. 1919Get Prints
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912Get Prints
Опушка леса. Лигово. 1894Get Prints
Остров любви. 1900Get Prints
Пашня. 1900Get Prints
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918Get Prints
Перед заходом солнца. 1900Get Prints
Письмо (Таинственный посланец). 1896Get Prints
Портрет Е.П.Носовой. 1911Get Prints
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911Get Prints
Портрет Е.П.Олив. 1914Get Prints
Поцелуй (Силуэт). 1906Get Prints
Пьеро и дама. 1910Get Prints
Радуга. 1897Get Prints
Радуга1. 1908Get Prints
Радуга2. 1908Get Prints
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900Get Prints
Ручей. 1897Get Prints
Садик. 1897Get Prints
Свидание. 1910-еGet Prints
Семейное счастье. 1898-1900Get Prints
Синяя птица. 1918Get Prints
Спящая женщина в синем платье. 1903Get Prints
Спящая молодая женщина. 1909Get Prints
Сумерки в старом парке. 1897Get Prints
Фейерверк в парке. 1907Get Prints
Фейерверк. 1904Get Prints
Весенний пейзаж. 1910Get Prints
Язычок Коломбины. 1915Get Prints
Пейзаж с радугой. 1915Get Prints
Пейзаж с радугой. 1919Get Prints
На траве. 1919Get Prints
Фейерверк. 1922Get Prints
Спящая молодая женщина в парке. 1922Get Prints
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924Get Prints
Портрет С.В.Рахманинова. 192Get Prints
Русский балет. 1930Get Prints
Девушка на солнце. 1930Get Prints
Праздник в окрестностях Венеции. 1930Get Prints
Маскарад. 1930-еGet Prints
Купальщицы на солнце. 1930Get Prints
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930Get Prints
Натюрморт. Интерьер. 1931Get Prints
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932Get Prints
Портрет Александры Левченко. 1934Get Prints
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934Get Prints
Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934Get Prints