Сомов Константин Андреевич

Сомов Константин Андреевич

(1869г. -1939г.)

1869, Петербург – 1939, Париж. Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами. В 1889 г. Сомов поступил в АХ, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина. Здесь он создал две свои картины: “Дама у пруда” и “Людмила в саду Черномора”.

В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность – то, что впоследствии определяло манеру художника. В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие “мирискусники”. Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), “малых голландцев” и русской живописи первой половины XIX в. Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо “мирискусников”, воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники “Мира искусства”, среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы – шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки – должны были составлять единое целое. Наряду с другими “мирискусниками” Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов “Мир искусства” и “Парижанка”, периодического издания “Художественные сокровища России” и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил “Книгу маркизы” Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные “китайские мотивы”. Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет “Графа Нулина” А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. “Мирискуснические” черты – ретроспективизм и интерес к мистификациям – прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя “Портрет” и “Невский проспект”.

Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта “Жар-птица, свирель славянина”, фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова “Corardens”, титульный лист книги А. А. Блока “Театр” (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы – “Сумерки в старом парке”, “Конфиденции” (обе 1897), “Поэты” (1898), “Купальщицы” (1899) и др. – отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как “Вечер” (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины “Волшебство” (1920) с ее томной и жеманной героиней. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины “Эхо прошедшего времени” (1903), “Арлекин и смерть” (1907), “Осмеянный поцелуй” (1908), “Зима. Каток” (1915).

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках “Мира искусства”, СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском “Сецессионе” и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую – сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

 В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

 

Портрет Н.Ф.Обер. 1896.jpg
Портрет Н.Ф.Обер. 1896

Портрет А.П.Остроумовой. 1901.jpg
Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900.jpg
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900

Портрет А.А.Блока. 1907.jpg

Летние сумерки. Пруд. 1897.jpg
Летние сумерки. Пруд. 1897

Конфиденции. 1897.jpg
Конфиденции. 1897

Купальщицы. 1899.jpg
Купальщицы. 1899

Вечер. 1900-1902.jpg
Вечер. 1900-1902.

Осмеянный поцелуй. 1908.jpg
Осмеянный поцелуй. 1908

Зима. Каток. 1915.jpg
Зима. Каток. 1915

 

Автопортрет в зеркале. 1934.jpg
Автопортрет в зеркале. 1934

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898.jpg
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Дорога в Секерино. 1893.jpg
Дорога в Секерино. 1893

Заросший пруд. 1899.jpg
Заросший пруд. 1899

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913.jpg
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902.jpg
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902

Зима. 1905.jpg
Зима. 1905

Интерьер на даче Павловых. 1899.jpg
Интерьер на даче Павловых. 1899

Купание. 1904.jpg
Купание. 1904

Куртизанки. 1903.jpg
Куртизанки. 1903

Летнее утро. 1920.jpg
Летнее утро. 1920

Летний пейзаж. 1900.jpg
Летний пейзаж. 1900

Лето. 1919.jpg
Лето. 1919

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912.jpg
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

Опушка леса. Лигово. 1894.jpg
Опушка леса. Лигово. 1894

Остров любви. 1900.jpg
Остров любви. 1900

Пашня. 1900.jpg
Пашня. 1900

Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918.jpg
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918

Перед заходом солнца. 1900.jpg
Перед заходом солнца. 1900

Письмо (Таинственный посланец). 1896.jpg
Письмо (Таинственный посланец). 1896

Портрет Е.П.Носовой. 1911.jpg
Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911.jpg
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Е.П.Олив. 1914.jpg
Портрет Е.П.Олив. 1914

Поцелуй (Силуэт). 1906.jpg
Поцелуй (Силуэт). 1906

Пьеро и дама. 1910.jpg
Пьеро и дама. 1910

Радуга. 1897.jpg
Радуга. 1897

Радуга1. 1908.jpg
Радуга1. 1908

Радуга2. 1908.jpg
Радуга2. 1908

Роща на берегу моря. Силламяги. 1900.jpg
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900

Ручей. 1897.jpg
Ручей. 1897

Садик. 1897.jpg
Садик. 1897

Свидание. 1910-е.jpg
Свидание. 1910-е

Семейное счастье. 1898-1900.jpg
Семейное счастье. 1898-1900

Синяя птица. 1918.jpg
Синяя птица. 1918

Спящая женщина в синем платье. 1903.jpg
Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая молодая женщина. 1909.jpg
Спящая молодая женщина. 1909

Сумерки в старом парке. 1897.jpg
Сумерки в старом парке. 1897

Фейерверк в парке. 1907.jpg
Фейерверк в парке. 1907

Фейерверк. 1904.jpg
Фейерверк. 1904

Весенний пейзаж. 1910.jpg
Весенний пейзаж. 1910

Язычок Коломбины. 1915.jpg
Язычок Коломбины. 1915

Пейзаж с радугой. 1915.jpg
Пейзаж с радугой. 1915

Пейзаж с радугой. 1919.jpg
Пейзаж с радугой. 1919

На траве. 1919.jpg
На траве. 1919

Фейерверк. 1922.jpg
Фейерверк. 1922

Спящая молодая женщина в парке. 1922.jpg
Спящая молодая женщина в парке. 1922

Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924.jpg
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

Портрет С.В.Рахманинова. 1925.jpg
Портрет С.В.Рахманинова. 192

Русский балет. 1930.jpg
Русский балет. 1930

Девушка на солнце. 1930.jpg
Девушка на солнце. 1930

Праздник в окрестностях Венеции. 1930.jpg
Праздник в окрестностях Венеции. 1930

Маскарад. 1930-е.jpg
Маскарад. 1930-е

Купальщицы на солнце. 1930.jpg
Купальщицы на солнце. 1930

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930.jpg
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930

Натюрморт. Интерьер. 1931.jpg
Натюрморт. Интерьер. 1931

Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932.jpg
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932

Портрет Александры Левченко. 1934.jpg
Портрет Александры Левченко. 1934

Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934.jpg
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934

Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934.jpg
Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

http://gallerix.ru/album/Somov