Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов  Виктор   Михайлович  

(1848-1926)

Васнецов  Виктор   Михайлович   (1848-1926),   художник,   один   из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Родился  в  селе  Лопьял  (Вятская  губерния)  3  (15)  мая  1848  в  семье священника. Учился в  духовной  семинарии  в  Вятке  (1862-1867),  затем  в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств  (где  его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868-1875). Васнецов  – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского  символизма и модерна.

Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр,  погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды  или  сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него  темами  больших  полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины «Витязь на распутье»  (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам  «Слова  о  полку Игореве», 1880), Аленушка (1881), «Три  богатыря»  (1881-1898),  «Царь  Иван Васильевич Грозный» (1897). Некоторые из этих произведений (к  примеру,  Три царевны подземного царства, 1881, там  же)  представляют  уже  типичные  для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.  Тот  же мир оживал в новаторских театральных работах  Васнецова,  в  его  эскизах  к постановке  пьесы-сказки  А.Н.Островского  «Снегурочка»  на  домашней  сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево  (1881-1882)  и  одноименной  оперы  Н.А.Римского- Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).  Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и  дизайна:  по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево  были  возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках  (1883), а в Москве  –  памятный  крест  на  месте  убийства  великого  князя  Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан  на территории  московского  Новоспасского  монастыря)  и  фасад   Третьяковской галереи (1906).

В 1876 Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии  русских художников. Именно здесь он задумал “начать новый жанр  своей  деятельности” и сделал первый этюд “Богатырей”.

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов  с  семьей  переезжает  в Москву. Здесь  он  обращается  к  новым  темам:  русскому  народному  эпосу, сказке, родной истории.

В 1893 – 1894 построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где были закончены “Богатыри”, “Царь Иван Васильевич Грозный”, выполнены многочисленные религиозные композиции и сказочные “Царевна-лягушка”, “Спящая царевна” и др.

Анализ работ

Чрезвычайно  интересна  одна  из  значительных  его  работ  –   фриз “Каменный век”, созданный Васнецовым для  Московского  Исторического  музея. Предложение историка  А.С.  Уварова  выполнить  роспись,  посвященную  людям каменного  века,  Васнецов  вначале  категорически  отверг.  Но  вскоре   он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал  исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь  далеких предков. Около двух лет – и в Москве, и в Абрамцеве  –  продолжалась  работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года  художник  его закончил.
“Впечатление, произведенное на  современников  “Каменным  веком”,  – писал  И.  Грабарь,  –  пожалуй,  можно  сравнить  только  с   впечатлением, произведенным когда-то “Помпеей” К. Брюллова”.

  “С квартиры на квартиру” (1876)

Над картиной художник работал с 1875 года. Судьба  бедных,  одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих  пристанища. Глубокой печалью веет от картины, повествующей  о  бесприютной  старости,  о трагедии никому не нужных людей.

    “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880)

Для зрителей все было ново в этой картине, а  новое  принимается  не сразу.  “Перед  моей  картиной  стоят  больше  спиной”,  –  горевал   Виктор Михайлович. Но  И.  Крамской,  совсем  недавно  уговаривавший  Васнецова  не оставлять бытовой жанр, назвал  “После  побоища…”  “вещью  удивительной… которая нескоро будет понята по-настоящему”. Глубже всех понял суть  картины художник и выдающийся педагог Павел Петрович  Чистяков,  он  почувствовал  в ней саму  Древнюю  Русь  и  в  письме  к  Виктору  Михайловичу  взволнованно восклицал: “Самобытным русским духом пахнуло на меня!”
Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах  родной  земли,  когда “пали стяги Игоревы и полегли русичи  на  поле  незнаемом”.  Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию  “Слова  о  полку  Игореве”.  В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить  величие  и  беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы  раскинулись  тела  не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, “вечно уснувших”.  В  сдержанно строгих  позах  и  лицах  павших  Васнецов  акцентирует   значительность   и величавое спокойствие. Соответствует “Слову” и характер живописных  образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.  Проникновенно- лирической нотой в торжественном  строе  картины  звучит  образ  прекрасного отрока-княжича,  навеянный  описанием   гибели   юного   князя   Ростислава. Поэтическими строфами Слова о гибели  мужественного  Изяслава  навеян  образ покоящегося  рядом  богатыря  –  воплощение  доблести  и  величия   русского воинства. Для картины художник использовал все, что предстало  перед  ним  в Историческом музее, когда он  изучал  здесь  изукрашенные  древние  доспехи, вооружение,  одежду.  Их  формы,  узорчатость  и  орнаментация  создают   на васнецовском полотне красивые  добавочные  мотивы  декоративной  композиции, помогающие передать аромат былинного сказа.

  “Аленушка” (1881)

Картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно  воплотил лирическую поэзию родного народа.  “Аленушка”,  –  рассказывал  впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я  увидел  ее в  Ахтырке,  когда  встретил  одну  простоволосую  девушку,  поразившую  мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской  печали  было  в  ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее”. Васнецов обратился  к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески  претворив  ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на  исходе  дня,  обретая способность чувствовать в лад  с  человеком.  Подобные  ощущения  в  большой степени были присущи самому художнику, потому-то так  органично  согласованы в  Аленушке  состояние  природы  с  чувствами  героини.   Фигуре   Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и  бледно-серое  небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута  с  застывшими  на  ней  желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы  осинок,  и  темная  глубокая зелень елочек.
Максим Горький восторженно писал о художнике: “Все больше я люблю  и уважаю этого огромного поэта…  А  сколько  у  него  еще  живых,  красивых,  мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия”.

  “Богатыри” (1898)

Решенная  в  монументально-декоративном  плане  картина   воссоздает образы  трех  любимейших  народом  героев  былинного  эпоса:  Ильи  Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из  них  отличают  индивидуальные особенности.
Стремясь к  монументальному  решению,  Васнецов  несколько  повышает линию горизонта, и  зритель  как  бы  снизу  смотрит  на  всадников,  четкие силуэты которых выделяются на  фоне  светлых  облаков.  Тонко  и  благородно сочетаются яркие и звучные краски –  зеленая,  коричневая,  красная,  белая, синяя, придавая особую декоративность полотну.  Пейзаж,  с  его  необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен  плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
В соответствии с былинными образами  Васнецов  разработал  характеры своих персонажей. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец  прост  и  могуч,  в нем чувствуется спокойная уверенная сила и  умудренность  жизненным  опытом. Сильный телом, он, несмотря на  грозный  вид  –  в  одной  руке,  напряженно поднятой к глазам, у него палица, в  другой  копье,  –  исполнен  “благости, великодушия  и  добродушия”.  Богатырь  справа,  самый  младший,   “напуском смелый” – Алеша Попович. Молодой красавец,  полный  отваги  и  смелости,  он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и  гусляр,  в  руках  у  него  лук  с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь – Добрыня Никитич  –  в соответствии  с  былинами  представителен  и  величав.  Тонкие  черты   лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его  знания,  культурность,  вдумчивость  и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения,  требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Герои, как это было принято в  реалистической  живописи  и  согласно творческому  принципу  Васнецова,  конкретны,  исторически  точны   костюмы, вооружение,   кольчуги,   стремена.   Богатыри    наделены    запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти  не  жанровые,  а героические.
Здесь  проявилось  умение  Васнецова  создать   эпическое   полотно, созвучное  народным  поэтическим  представлениям.  В  1898  году  “Богатыри” заняли почетное место в Третьяковской галерее.
“Я считаю, что  в  истории  русской  живописи  “Богатыри”  Васнецова занимают одно из первейших мест”, –  выразил  общее  мнение  В.  В.  Стасов. Сравнивая “Бурлаков” Репина с “Богатырями”, Стасов писал: “И  тут  и  там  – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная  и еще затоптанная… а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная,  никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле  то,  что  ей  нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа”.

    Владимирский собор в Киеве

В начале 1885  года  Виктор  Михайлович  Васнецов  получает  от  А.В. Прахова приглашение  принять  участие  в  росписи  только  что  построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие  художник  дает.  У него уже есть опыт – абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все  это позволяет ему обратиться к росписи  больших  стен,  созданию  монументально- декоративного  пространства.  Верующий  человек,  в  работе  для  церкви  он начинает видеть свое настоящее призвание.
В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать  главный неф и апсиду. Отразить самые  основные  сюжеты  Ветхого  и  Нового  заветов, изобразить  русских  исторических  деятелей,  причисленных  к  лику  святых, украсить своды орнаментами.
Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт   столь   грандиозной   работы   впечатляющ   (около    400    эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников – свыше  2000  кв.  м),  не имеет равных в русском искусстве всего XX века.
Он вложил в эту работу всю страсть и “тревогу” своей души, в  ней  он попытался воплотить свой  эстетический  идеал  создания  искусства  большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций  и  музеев  туда,  где  оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.
Основной  идеей  программы,  разработанной  Адрианом   Праховым   для внутренней отделки Владимирского  собора,  посвященного  900-летию  крещения Руси, было осмысление религиозной  истории  России,  ее  включенности  через Византию во всемирную историю культуры.
Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского  собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами  уже был  опыт  освоения   традиций   древнерусского   искусства   –   памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского  зодчества,  изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси,  народного творчества.
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный  опыт  и  знания.  Он  должен  был постоянно проверять согласны ли его работы  с  духом  Церкви,  с  каноном  и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались  ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны  были  приниматься церковным Советом.
Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил  грандиозности задачи: “…иной раз полно, ясно и прочувствованно, –  писал  он,  –  вполне излагается на словах то, что происходит в душе,  но  когда  дело  дойдет  до  осуществления  того,  о  чем  мечтал  так  широко,  тогда-то  до  горечи  ты чувствуешь, как  слабы  твои  мечты,  личные  силы  –  видишь,  что  удается выразить  образами  только  десятую  долю  того,  что  так  ясно  и  глубоко грезилось”. Для Васнецова  работа  во  Владимирском  соборе  была  “путем  к свету”, путем постижения великих ценностей. “Вы удивительно хорошо  сказали, – писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне  Мамонтовой  из  Киева,  – что моя работа – “путь к свету”, только это убеждает  меня  на  этом  подчас невыносимо тяжелом пути”.
Ему было дано воплотить образ Божьей  Матери  по-новому,  никого  не повторяя, “с теплотой, искренностью  и  смелостью”.  Богоматерь,  идущую  по облакам с Младенцем, он написал в апсиде  алтаря.  Глубоко  личные  душевные переживания  художника  позволили   ему   с   необыкновенной   простотой   и человечностью, воплотить в образе  Богоматери  красоту  женственности,  силу материнского чувства и проникновенную  одухотворенность.  Идеальный  женский образ получил наконец свое завершение. Недаром  Богоматерь  Васнецова  стала одним из любимейших образов сразу же после освящения  Владимирского  собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в  конце  XX – начале XX века.
Работая   над   воплощением   образов   князей   Владимира,   Андрея Боголюбского,   Александра   Невского,   Михаила   Черниговского,    Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора,  иконописца  Алипия  и  многих, многих других, художник продолжил свои размышления об  историческом  прошлом  России. Воинами,  отстаивающими  независимость  родной  земли,  представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Народные представления об умных, волевых, решительных и  непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.  К  образу великого князя Владимира,  во  имя  которого  был  освящен  собор,  Васнецов обратился трижды – в композиции Крещение Святого князя  Владимира,  Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира. При  торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех  трех случаях    образ    князя     Владимира     наделен     ярко     выраженными индивидуализированными чертами. “Чудесный памятник по себе оставит  Васнецов русским людям, – писал М.В.  Нестеров.  –  Они  будут  знать  в  лицо  своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели  бы  походить  и что есть их заветный идеал”.
В большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от  древних фресок и мозаик, от росписей московских и  ярославских  церквей,  проявилась яркая одаренность художника в области  орнаментальной  импровизации.  Именно эта   особенность,   очевидно,   обеспечивала    единство    художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе,  отмечали, что  стенопись  сливается  в  зрелище  яркое   и   праздничное,   в   единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XV века.
Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи  и двора собор  был  освящен,  вокруг  работы  Васнецова  разгорелись  яростные споры.
“Его душа рвется  к  небу,  но  прикреплена  к  земле”,  –  сказал  о Васнецове его  искренний  почитатель  отец  Сергий  Булгаков,  безоговорочно  риняв его религиозную живопись.
Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена  небывалая по многочисленности  литература  –  исследования,  статьи,  заметки.  В  них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в  Васнецове  – “гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи”.  Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XX – начале  XX века во множестве храмов в России.
Анализируя  вклад  Васнецова  в  решение  новых  живописных   задач, художественный  критик  Сергей  Маковский  отмечал  следующее.  «Новый   дух прорывается  везде  в  образах  Васнецова.  Он  перетолковал  художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта;  совершил волшебство – узкие  рамки  школьной  иконописи,  мертвенной  иконописи,  как мертвенно все, что неподвижно веками,  расширились.  Открылись  новые  пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись  была до сих пор строго церковной,  в  ней  царило  одно  настроение  беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив  народный  сказочный  элемент  с  древними формами,  вдохнул  в  византийское  искусство  новую  жизнь.  Наш  народ   – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и  легенд,  стремлением к чудесному. Глядя  на  образа  Васнецова,  понимаешь  связь  между  русской сказкой и русской верой… Сделанная им попытка,  попытка  связать  народно- фантастический элемент с церковным каноном, во всяком  случае  –  интересное художественное явление. Васнецов  действительно  «расширил»  рамки  школьной иконописи, показал возможность «новых  путей»  для  декоративного  храмового искусства. Но он не справился с задачей».
Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого  художника  о
своей деятельности в соборе, высказанное  им  уже  в  конце  жизни:  “Я  сам думал, что я проник в дух русской иконы  и  что  я  выразил  внутренний  мир живописца того времени, что я постиг – это уже от гордости –  технику  этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался.  Дух  древней русской иконы оказался во много  раз  выше,  чем  я  думал.  Внутренний  мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле,  чем  дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко  до  их  техники, до их живописного эффекта”. Этот отзыв  –  мужественное  признание  мастера, считавшего, что “нет на Руси для русского художника  святее  и  плодотворнее дела как украшение храма”.
По окончании работ в киевском Владимирском соборе  Васнецов  получил многочисленные заказы на оформление храмов в  Петербурге,  Гусь-Хрустальном, Дармштадте,  Варшаве.  Наиболее  значительной  среди  них  была  декорировка церкви  завода  хрустального  стекла  в  имении  Нечаева-Мальцева  в   Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не  на  стенах,  как  в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, –  и  сделал  эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант  монументалиста-декоратора  с наибольшей силой проявился в полотне “Страшный суд”. В  огромной  композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил  рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он  разделил полотно на три  яруса  и,  как  в  сложных  многофигурных  иконах,  легко  и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов,  сцен,  фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную  и  уравновешенную  картину, согласованную с архитектурой церкви.
Васнецов, страстно искавший  эстетический  и  нравственный  идеал  в национальном характере русского народа,  в  его  духовных  традициях,  сумел пронести свой “символ веры” через все творчество, настойчиво внедряя  его  в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой  отклик у   своих   современников.   Его   называли    “первопроходцем”.    И    как первооткрыватель, творчество  которого  является  переходным,  сочетающим  в себе  разные  элементы,  Васнецов  вызывал  у  современников  противоречивыечувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику  и  преклонение,  но  он  никогда  и  никого  не  оставлял  равнодушным,  всегда   был   предметом размышлений и споров. “Ваше творчество, – писал ему известный деятель  “Мира искусства” Сергей Дягилев, – и оценка его уже много лет –  самое  тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в  спорах  нашего  кружка”.  И  он  же говорил художнику: “Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам,  чем  все остальные…”  Мы  не  найдем  другого  художника,  который  был  бы  близок представителям  самых  противоположных  эстетических  течений,  но   каждому близок  какой-то  особой  гранью  своего  творчества  и  никому  не   близок полностью, до конца. Одни отдавали ему дань как “типисту” и видели его  силу в жанровой живописи, другие ценили более всего  его  обращение  к  народному эпосу и сказке, третьи его  главный  вклад  в  развитие  русского  искусства видели  в  его  роли  “провозвестника  нового  направления   в   религиозной живописи”, четвертые – в том, что “он первый из художников  вновь  обратился   к украшению жизни”. Но для всех деятелей русской  культуры,  размышлявших  о путях развития национального  искусства,  Васнецов  был  одной  из  ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к  искусству  начала  XX века и,  конечно  же,  одним  из  главных  деятелей  русской  художественной культуры XX века. “Десятки русских выдающихся художников, –  писал  в  1916 году Михаил Нестеров, – берут  свое  начало  из  национального  источника  – таланта Виктора Васнецова”.

     Заключение

Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи,  кому  стали тесны рамки станковой картины и кто “обратился к  украшению  жизни”,  взялся за  самые  разнообразные  области   искусства   –   театральную   декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было  в  то  время  для многих необъяснимо и воспринималось как “разменивание таланта”. Таким  путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из  которых была задача создания единого, охватывающего разные  виды  искусства,  стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии он  говорил:  “Я  всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще  каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука,  слова  –  в  сказках, песне,  былине,  драме  и  прочем  сказывается  весь  целый  облик   народа, внутренний и внешний, с прошлым и  настоящим,  а  может  быть,  и  будущим”. Именно поэтому художник в своем  творчестве  обращался  к  уже  найденным  в русском  фольклоре,   древнерусском   искусстве   и   архитектуре   способам выражения, прежде всего к образной системе русского искусства, а затем  и  к его стилистике.