Ци Байши

ЦИ БАЙШИ

(1863–1957),

Родился в деревне Синцзыу (провинция Хунань) 22 ноября 1863 в крестьянской семье. Начал рисовать с детства, в процессе обучения каллиграфии, позднее совершенствовал мастерство, копируя графические образцы из Слова о живописи из Сада с горчичное зерно. В 1880–1889 занимался резьбой по дереву, изготовляя табакерки на продажу, создавал также ксилографические лубочные картинки на традиционные сюжеты о богах и героях. Затем, при поддержке местных меценатов, смог целиком посвятить себя живописи тушью. С 1902 (в особенности в 1906–1908) много путешествовал по стране. В 1919 обосновался в Пекине.

Активно занимался пейзажем (циклы 24 пейзажа Шимэнь, Виды горы Цзе; рубеж 19–20 вв.). Не раз обращался к карикатуре (чиновник-подхалим в виде куклы типа «ванька-встанька» в сатирическом лубке 1901; и др.). Писал исторические и современные портреты. Однако прославился как виртуоз жанров «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Работал в русле китайской традиции «исполнительского» воспроизведения манеры старых мастеров (образцами для него были, в первую очередь, композиции таких корифеев национального искусства 16–17 вв., как Сюй Вэй и Чжу Да). Следуя обычаю, дополнял изобразительные мотивы размашистыми поэтическими надписями и символическими фразами в оттисках печатей. Однако мягкие контуры и плавные ритмы классических образов сменялись у него гораздо более резкими контрастами форм и цветов, нарочитой угловатостью остроэкспрессивного штриха, избегающего полутонов. Писал тушью, используя также краски ярких и чистых оттенков. Международная известность мастера последовательно возрастала, и с годами его поэтические откровения о природе начали восприниматься как символы китайского искусства как такового. Среди типических произведений (картин-свитков) Ци Байши – Двенадцать крабов (1930), Орел на сосне (1946), Креветки среди водорослей (1946), Лотос и лягушка (1953; все работы – в Музее искусства народов Востока, Москва; Цыплята у бананового дерева (1953), Лист дерева бодхи и цикада на красном листе (1955; обе картины – в Музее Гугун, Пекин).

С 1920 преподавал в пекинском Художественном институте (впоследствии – Центральная академия художеств; в 1947 был избран ее главой). Председатель Всекитайского союза работников искусства (с 1953). Лауреат Международной премии мира (1956). Написал (с соавторами) официозное полотно Гимн миру (1955, там же), однако в скрытой символике целого ряда своих свитков выразил достаточно критическое отношение к тоталитаризму.