Головин Александр Яковлевич

Головин Александр Яковлевич

(1863–1930)

ГОЛОВИН, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ , русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Родился в Москве 17 февраля (1 марта) 1863. Посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1881–1889), где в числе его наставников были И.М.Прянишников, В.Е.Маковский и В.Д.Поленов, а также академию Коларосси (1889) и школу-студию Витти (1897) в Париже. Был членом объединения «Мир искусства». До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.

К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К.А.Коровиным; 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А.Н.Корещенко, 1900; и Псковитянка Н.А.Римского-Корсакова, 1901). Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж.Бизе, 1908, и Орфей и Эвридика К.В.Глюка, 1911, в Мариинском; Гроза А.Н.Островского, 1916, и Маскарад М.Ю.Лермонтова, 1917, в Александринском; и др.).

Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В.Э.Мейерхольд. Головин работал также и для антрепризы С.П.Дягилева в Париже (Жар-птица И.Ф.Стравинского, 1910). Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом.

 

Самобытный творческий раздел составили станковые картины мастера, обычно написанные темперой и пастелью, – мозаически-декоративные по колориту портреты, пейзажи и натюрморты, в которых так же органично соединились модерн и экспрессионизм (Павловск, 1910; Фарфор и цветы, 1915; обе картины в Третьяковской галерее, Москва). Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф.И.Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И.И.Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург); и др. После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П.Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э.Т.А.Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.