Иогансон Борис Владимирович

Иогансон Борис Владимирович

(1893-1973)

Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.

Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в МУЖВЗ (1913-18).

В начале 1920-х гг. он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР – Ассоциация художников революционной России.

В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: “На борьбу с разрухой” (1922), “Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции” (1925).

Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: “Советский суд” (1928). Ищет новый социальный типаж: “Рабфак идет (Вузовцы)” (1928).
Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина “Узловая железнодорожная станция в 1919 году” (1928).

В 1930-х гг., не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы “героев” и “злодеев” нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: “Допрос коммунистов” (1933), “На старом уральском заводе” (1937). Ключ последней – в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с “передовым” пролетарием. Художник писал также портреты (среди них – актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.).

 А в 1950 г. под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно “Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола” – характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

В 1940-60-х гг. много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 г. – президент АХ.