Неоклассицизм

Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление,господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века – нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17века – нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии – стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

Главным представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман, а во Франции – Антуан Катрмерде Кэнси, чья книга “Очерки о природе и средствах подражания в изобразительном искусстве” была издана на английском языке в 1837 г.Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианонв Версале считался самым совершенным примером “аттики” во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

В живописи этобыл А.Р. Менгс, оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона(Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову,Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена. Неоклассицизмнашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, атакже художника Джона Вандерлина. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгаяосевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные дляпамятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда ивнутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций.Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духеНеоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В этовремя Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные “базальтовые”изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Романтический интерес к средневековым формам и изобретательности, в какой-то степени навеянным литературой, вылился в готическое возрождение (неоготический стиль),пришедшее на смену Неоклассицизма.

Художникинеоклассицизма: Жак Луи Давид, Менгс

ДавидЖак Луи (David,Jacques-Louis) 1748-1825 гг.

Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг.), французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма. Учился у Буше, начинал работать встиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию,Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на “вольности”рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность,верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

Славу Давидупринесла картина “Клятва Горациев” (1784 г.), изображающая трёхбратьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид разделял идеалы Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг.), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон назначил Давида “первым художником”. Давид прославил деяния Наполеонав ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму.

Послереставрации власти Бурбонов в 1815 г. Давид был вынужден уехать в Брюссель. Сэтого времени отходит от общественной жизни. У Давида было много учеников, самым прославленным из них считается Энгр. Творчество Давида оказало огромное влияние на развитие европейской живописи.

Менгс АнтонРафаэль (Mengs, Anton Raffael)

(1728-1779 гг.)

Менгс Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raffael) (1728-1779 гг.), немецкий живописец и теоретик искусства. Значительную часть жизни провёл в Риме, где был одним из провозвестников неоклассического (неоклассицизм) стиля. У современников пользовался огромной популярностью. Теперь его исторические и аллегорические полотна кажутся весьма невыразительными, а портреты, напротив, признаны изысканными. В 1761-1769 и 1773-1777 гг. Менгс был придворным художником в Мадриде, и тот факт, что его тусклые и лишённые своеобразия фрески предпочли работам великого живописца, как Тьеполо, свидетельствует о вкусах тогдашней публики, обращённых в сторону неоклассицизма.