Примитивизм

Примитивизм –  (от латин. primitivus – первоначальный,первобытный). в изобразительном искусстве конца 19 – 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства – первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.

Распространение примитивизма  как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму.

Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 – 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто – с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России – участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко).

Термин примитивизм. часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 – 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.

Кристаллизовать, очистить эмоцию можно и путем упрощения, своеобразной идеализации собственно предметов. Уже рядом с импрессионистами выставлял свои примитивистские полотна таможенник Анри Руссо. Наивный, детский взгляд на вещи помогает прояснить исходный замысел, убрать усложняющие, отвлекающие детали. Исконно свойственный народному искусству искренний порыв получает художественную значимость и статус современного творческого метода. Нужно сказать, что примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком (картины П. Клее и некоторых немецких экспрессионистов).

Правда, приближение примитива к массам во многом иллюзорно: даже народное искусство сегодня оказывается двухслойным – профессионал видит его произведение совсем иначе. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) – это стилистическая маскировка экспрессионизма. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокотки только специалистам напоминают народные картинки. Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М.З. Шагала. Возвышенный строй его живописи контрастирует с как бы иллюзорной реальностью провинциального го-Родка именно из-за схематизации изображения.

Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М.Ф. Ларионов. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина “Венера”, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке “Москва-Париж” в 1981 г.). Если Ларионову примитивизм позволяет реализовать любовно-насмешливое отношение к бессмысленности и тщете интеллектуальных потуг человечества, то Наталья Гончарова, подобно Гогену, находит отдохновение в грубоватой монументальности крестьянских фигур. Поразительно, что, несмотря на искусственную статичность ее образов, картины полны мощного вечного движения. Собственно, ее примитивизм является как бы вариантом экспрессионизма.
Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг.: Нико Пиросманишвили. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Вывески, написанные на черной клеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упрощенные предметы вожделений человеческих. 


Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960-1980 гг. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки. Жизненная позиция художников русской глубинки, их картины неоднократно попадали в сферу внимания кинематографистов. Так, картины Ивана Егоровича Селиванова, печника из Кузбасса (см. 14), стали основой художественного фильма “Серафим Полубес и другие жители Земли” (режиссер В. Прохоров, Мосфильм, 1964).