Терборх, Герард

ТЕРБОРХ, Герард (Terborch, Ter Borch, Gerard)

(1617-1681)

1617, Зволле — 1681, Девентер. Голландский живописец. Художественное дарование проявилось с раннего детства. Учился у своего отца Герарда Терборха Старшего, затем в 1634 у П. Молейна в Харлеме, где испытал влияние Ф. Халса. Работал в Харлеме (член гильдии живописцев с 1635), Амстердаме, Зволле (или Кампене, 1650—1654), Девентере (с 1654). В 1635 в Лондоне, возможно, познакомился с портретами Ван Дейка, в 1640—1641 посетил Италию и Испанию, где был принят при дворе, портретировал короля Филиппа IV и испытал влияние Веласкеса; в 1646—1648 посетил Мюнстер (Вестфалию) и, возможно, Францию.

Один из немногих голландских живописцев, прошедших общеевропейскую художественную школу. Писал жанровые картины и портреты; редко датировал свои произведения. В ранний период творчества (1630-е — нач. 1650-х) Терборх обращался к сценам военного быта и развлечений: Консультация, Солдаты, играющие в карты, обе — Берлин, Гос. музеи; Игра в трик-трак, Бремен, Кунстхалле. К этому же периоду принадлежит стоящая особняком в творчестве Терборха и необычная для жанровой живописи Голландии картина Семья точильщика (нач. 1650-х, Берлин, Гос. музеи) — образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков.

Демократические симпатии художника проявляются и в других его произведениях 1650-х с их прозаическими ситуациями и типами простых людей, наделенных живой выразительностью жестов, поз и взглядов: Мальчик с собакой (Мюнхен, Старая пинакотека), Деревенский почтарь (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Депеша (Гаага, Маурицхейс), Женщина, чистящая яблоко (Вена, Музей истории искусства), Заснувший солдат (Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Круг образов Терборха затем решительно меняется, основными становятся сцены быта патрицианских семей, отмеченных печатью той особой элегантности и сдержанного лиризма, которые выделяют его среди других голландских жанристов. Лишенные сложной драматургии и активного действия, представленные двумя-тремя фигурами в простом интерьере, эти немногословные картины привлекательны не только живописным мастерством в изображении стекла, кружев, дорогих ковров, бело-серебристых или золотистых атласных платьев, выступающих как переливающиеся светом драгоценности на общем оливково-сером фоне, но и атмосферой недосказанности, затаенности чувств, связывающих между собой персонажей.

К шедеврам Терборха принадлежат картины Отеческое внушение (ок. 1655), Концерт (ок. 1672—1675, обе — Берлин, Гос. музеи), Урок музыки (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Бокал лимонада (ок. 1665), Получение письма (обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Туалет дамы (ок. 1660, Детройт, Институт искусств). В портретах острая наблюдательность в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, 1665—1670, Гаага, Маурицхейс; Скрипач, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) сменяется в заказных работах более светским характером, по-своему претворяющим воздействие Веласкеса (композиция во весь рост, статичность позы, сдержанный и изысканный серебристо-серый колорит с акцентом черных тонов — Портрет дамы, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Портрет мужчины, Берлин, Гос. музеи). Знакомство в Испании с искусством Веласкеса не прошло бесследно для Терборха и при создании картины Мюнстерский мир (1648, Лондон, Нац. галерея), посвященной по окончании Тридцатилетней войны заключению мира между Испанией и Голландией. Многофигурная, включающая 80 фигур, композиция сочетает приемы группового портрета и исторической картины, запечатлевшей реальное событие.

 

Лит.: Фехнер Е. А. Голландская жанровая живопись XVII века. М., 1979; Hellens F. Gerard Terborch. Bruxelles, 1911; Plietzsch E. Gerard Ter Borch. Wien, 1944; Gudlaugsson S. T. Gerard Ter Borch. Bd. 1—2. Den Haag, 1959—1960.

 

Т. Каптерева