Утагава Куннисада

Утагава Куннисада

(1786-1865)

Настоящее имя – Сумида Сёдзо. Он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей паромной переправой. В раннем возрасте у Кунисады обнаружились творческие способности, в 15-16 лет он попадает в мастерскую Утагавы Тоёкуни, где учится почти семь лет.

Первые самостоятельные работы Кунисады – иллюстрации и гравюры на отдельных листах – стали появляться примерно с 1807 г. С самого начала он создает гравюры на театральные темы (якуся-э), которые в дальнейшем станут основной доминантой его творчества. Успех к Кунисаде пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник считался вторым по популярности после его учителя мастером театральной гравюры.

В работах Кунисады 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия Тории и индивидуальность облика актеров Кацукава.

Интересны и работы Кунисады в жанре бидзинга – изображение красавиц. В конце 1820-х гг. он выпустил серию погрудных портретов куртизанок, которая принесла ему известность.

После успеха другого мастера школы Утагава – Куниёси, с которым Кунисада соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется новая тема. Он выпускает серию гравюр “Зерцало знаменитых мужей Японии”, в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового разнообразия, им были созданы весьма примечательные изображения борцов сумо.

В 1844 г. в жизни и карьере Кунисады происходят чрезвычайно важные события – он становится официальным главой школы Утагавы.

Одной из наиболее известных работ того периода стала серия гравюр “53 станции дороги Токайдо”. Эта серия не относится к пейзажному типу. Фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. Серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами.

1840-1850 гг. – время интенсивной деятельности Кунисады -педагога. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял мастерскую и воспитал немало учеников. Им издается огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр. Начало 1860-х гг. – пик популярности Кунисады.

Деятельность  Кунисады охватывает более полстолетия. Главным его достижением было создание особого типа театрального портрета – конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.

БСЭ