Чистяков Павел Петрович

Чистяков П.П.

(1832-1919)

В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной. В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие замечательные русские художники не только признавали его своим учителем, но и преклонялись перед его системой рисования, умением разглядеть индивидуальность каждого начинающего художника и помочь наилучшим образом использовать проявленную самобытность.

Понятно, что собственная работа Чистякова-художника оставалась на втором плане, хотя начинал П.П. Чистяков исключительно многообещающе. После получения вольной (а будущий “всеобщий педагог русских художников” родился в семье крепостных) юный Павел Чистяков, проявивший в детстве великую тягу к рисованию, поступил (1849) в Академию художеств, где обучался исторической живописи под руководством П.В. Басина. В Академии он получил вначале малую золотую медаль за вполне зрелую картину “Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту” (1860). Дипломная работа П. Чистякова (1861) “Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому” не только принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, но и за общую композицию и динамизм отдельных персонажей картины — признание критиков и знатоков.

По возвращении из Рима (1870) академик и адъюнкт-профессор Академии художеств П.П. Чистяков полностью отдается преподавательской работе, изредка радуя почитателей своими картинами: “Боярин” (1876), “Портрет матери” (1880), “Старик за чтением” (1880). С 1890 года и практически до конца своей жизни П.П. Чистяков заведовал мозаичным отделением Академии художеств. Именно под его руководством велись данного вида работы в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.