Мане Эдуард

МАНЕ, Эдуард (Manet, Édouard)

 

1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе). Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. 1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились «Почетного упоминания».

Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. Он находит своих героев в разношерстной толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе; это пестрый и яркий мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, персонажи испанской корриды: Музыка в Тюильри (ок. 1860, Лондон, Нац. галерея); Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств); Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868; все — Париж, музей Орсе). Мане прокладывает новые пути в эстетическом познании действительности, умеет найти красоту и пластику современного костюма. «Это подлинный живописец, — писал Ш. Бодлер, — он заставил нас увидеть наше собственное величие, со всеми нашими галстуками и лакированными сапогами». Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Мастер выбирает из бесконечного потока бытия мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. «Случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. Светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры теряют четкость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком, иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе: Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). К 1870-м относится ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета: Железная дорога (1873, Вашингтон, Нац. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Мане был прекрасным рисовальщиком. В последние годы жизни он сближается с поэтом С. Малларме и выполняет иллюстрации для его перевода Ворона Эдгара По.

 

Лит.: Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935; Эдуард Мане: Альбом / Сост. и авт. предисл. А. Барская. М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика / Сост., вступ. статья и коммент. В. Н. Прокофьев. М., 1965; Чегодаев А. Д. Эдуард Манэ. М., 1985; Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988; Эдуард Мане: Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. М. Н. Прокофьева. М., 1988; Wildenstein D. Edouard Manet, catalogue raisonné. Paris, 1975. 2 vol.; Cachin F. Manet. «J’ai fait ce que J’ai vu». Paris, 1994.

 

В. Стародубова