Тёрнер Уильям — «Пароход выходит из гавани…»

Тёрнер Уильям «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье «1842
Холст, масло. 91,5 x 122 см
Национальная галерея, Лондон

attach02

Мастер воспринимает природу прежде всего как зеркало мироощущений художника и его переживаний, превращающее реальный мир в фантасмагорическую иллюзию, порожденную игрой солнечных лучей.

Эта иллюзия достигает вершин аллегории, когда на заре викторианской эпохи Тёрнер впервые берется за сюжеты, связанные с драматическим моментом вторжения паровой машины в идиллический мир парусов и экипажей.

И если в знаменитом полотне «Дождь, пар и скорость» еще можно различить черты локомотива, разрывающего пространство, то композиция картины «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье» превращается в хаос цветовых пятен, более всего напоминающий абстрактную живопись XX века. Снежные вихри и бурное море грозят поглотить корабль. Тёрнер не просто был очевидцем бедствия — он попросил матросов привязать его к мачте, где находился четыре часа. Картина экспонировалась в том же году, что и «Вечный покой. Похороны на море», и привела критиков в шок. Ныне признанный шедевр крупнейшего английского мастера был тогда наречен «мыльной пеной». Джон Рёскин, известный критик, сделавший важный вклад в развитие эстетики, вспоминал, как однажды услышал бормотание Тёрнера: «Мыльная пена! Чего же они желают?… Хотел бы я, чтобы они побывали там!»

Источники — Лондон, Великобритания, романтизм, Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005., Mark Harden’s Artchive, http://artchive.com/ftp_site_reg.htm