Якоби Валерий Иванович

Якоби Валерий Иванович
(1834-1902)

Уроженец Казанской губернии, сын помещика. Учился в Казанском университете, в Академии художеств у А. Т. Маркова.

 В. И. Якоби поступил в Петербургскую Академию художеств в 1856 г. уже зрелым человеком. За его плечами была вся Крымская кампания,, которую он прошел добровольцем Симбирского ополчения.

 В молодости был близок революционно-демократическим кругам. Автор произведений социально-критической направленности: в 1860 г. был удостоен малой золотой медали за картину “Светлый праздник нищего” – проникновенный рассказ о судьбе обездоленного.

В 1861 г. создал своё главное произведение – картину «Привал арестантов» (Государственная Третьяковская галерея) — шедевр «критического реализма». От случайной, обыденной для того времени сцены художник сумел подняться до уровня широкого исторического обобщения. Картина пронизана чувством гнева по поводу царящего произвола, скорби о загубленной человеческой жизни; необычайного сочувствия к обездоленным людям. Она натуралистична, как практически все произведения социально-критического жанра 1860-х годов, с большой достоверностью представляет различные социальные типы эпохи.

Получив право на заграничную поездку, Якоби отправился в Европу; побывал в Германии, Франции, Италии и других странах, где, совершенствуя свое искусство, провел восемь лет (1861-69).

 Длительное пребывание за границей способствовало обращению Якоби к сюжетам европейской истории. Среди его исторических полотен многие носят салонно-академнческий, «костюмированный» характер, однако, есть и подлинно драматические произведения с явными аллюзиями на современность («Террористы и умеренные» («Смерть Робеспьера»),1864, Государственная Третьяковская галерея) и “Кардиналу Гизу показывают голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года”, за которые художник получил звание академика.
Произведения Якоби на темы русской истории — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872, Государственная Третьяковская галерея), «Ледяной дом» (1878, Государственный Русский музей).  Он выбирал темы преимущественно исторического жанра, создавая картины поверхностно-иллюстративного характера, внешне занимательные, но лишенные какого-либо идейного содержания. Заложенное в них сатирическое начало остается на уровне анекдота.

 В последние десятилетия Якоби много путешествовал — по странам юга Европы и Северной Африки. Под впечатлением увиденного создал множество композиций этнографического толка.

Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Однако он пробыл в нем лишь до 1872 г., когда был исключен из числа его членов как отошедший от идеалов передвижничества. Консервативную позицию занял Якоби и в Академии художеств, где получил должность профессора.  Творчество его в 1880-х гг. стало постепенно угасать.

 

Академик (1868); профессор (1870); с 1883 г. — руководитель класса исторической живописи.