Проторенессанс

Проторенессанс (от прото… и франц. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения; термин «П.» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом.

Расцвет П. относится к 13 – началу 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11-13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля.

Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).