Утагава Куниёси

Утагава Куниёси

(1798-1861)

Настоящее имя – Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика. С детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному искусству.

В 12 лет  Куниёси  без чьей-либо помощи создает первую самостоятельную работу – рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни – наиболее авторитетного и популярного мастера того времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте 15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации, которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками. Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр “108 героев простонародной версии романа “Речные заводи”, изображавшую героев китайского романа “Суйкодэн”. Работа была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр муся-э – историко-героической гравюры – становится главным для художника.

Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества были и фантастические привидения, и очаровательные девушки, а также жанровые сценки, пейзажи, животные. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями, которые даже уничтожили некоторые его гравюры.

Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах.

В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения “53 станции дороги Токайдо”, выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада.

1840-1850-е гг. – время наивысшей творческой активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия “Биографии прославленных героев “Сказания о Великом мире”.

Куниёси считается одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга, картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.

БСЭ